Содержание № 1, 2014 г.
Обзоры
Бреер В.В. Модели конформного поведения. Ч. 1. От философии к математическим моделям (с. 2 – 13)
Аннотация. Дан краткий обзор изучения конформного поведения с точки зрения различных наук – философии, культурологии, теоретической, практической и социальной психологии. Предпринята попытка классифицировать математические модели конформного поведения как частный случай моделей социального взаимодействия. Подробно рассмотрены модели Шеллинга и Грановеттера, давшие начало другим математическим моделям.
Ключевые слова: конформное поведение, социальное взаимодействие, модели критической массы, пороговые модели социального взаимодействия, социофизические модели, управление толпой.
Математические проблемы управления
Жуковский В.И., Солдатова Н.Г. Гарантированные риски и исходы в «игре с природой» (с. 13 – 26)
Аннотация. Рассмотрена однокритериальная задача при неопределенности, причем о последней известны только границы изменения, а какие-либо вероятностные характеристики по тем или иным причинам отсутствуют. Предложено два понятия гарантированного одновременно по исходам и рискам решения. Первый базируется на способе принятия решения в двухуровневой иерархической игре двух лиц, второй – на определении векторного максимина. Найден явный вид решения при линейно-квадратичном виде критерия.
Ключевые слова: стратегия, неопределенность, критерий, минимаксное сожаление, максимин, векторный оптимум.
Управление в социально-экономических системах
Бычков И.В., Казаков А.Л., Лемперт А.А. и др. Интеллектная система управления развитием транспортно-логистической инфраструктурой региона (с. 27 – 35)
Аннотация. Описана интеллектная система, реализованная на основе онтологий и формализованных знаний экспертов, математических моделей и численных методов. Разработан комплексный подход к исследованию транспортно-логистических систем, основанный на предложенной авторами концепции многоуровневого моделирования. Приведены краткие описания построенных математических моделей и интегрированных в систему программных модулей. Для организации взаимодействия между модулями и при обработке неполных статистических данных применены современные средства интеллектуализации. Описаны некоторые из решенных с помощью разработанной системы модельные и прикладные задачи.
Ключевые слова: интеллектная система, продукционные правила, база знаний, онтология, интеграция, многоуровневое моделирование, транспорт, логистика.
Сидельников Ю.В. Четырехэтапная мозговая атака (с. 36 – 44)
Аннотация. Путем анализа многих модификаций мозговой атаки выявлены их недостатки и предложена четырехэтапная мозговая атака, которая устраняет некоторые из них. Отмечено, что данная модификация может повысить эффективность мозговой атаки и содействовать исследователю в получении новой, в том числе прогнозной, информации. Для этой цели усилен вклад подготовительного этапа в общую эффективность метода и добавлен четвертый этап, в рамках которого предусмотрена возможность переформулирования постановки задачи на основании информации, полученной на предыдущих этапах.
Ключевые слова: экспертные оценки, модификация, мозговая атака, идея, участник.
Беляева А.В., Гребенюк Е.А. Построение моделей массовой оценки объектов недвижимости с учетом пространственной зависимости (с. 45 – 52)
Аннотация. Предложен подход к построению массовой оценки объектов недвижимости, учитывающий основные факторы местоположения объектов, влияющие на цену: расстояние до центров влияния и близость расстояний между объектами. Построены модели, реализующие этот подход, и исследованы их свойства. Показано, что совместный учет обоих факторов значимо улучшает качество модели.
Ключевые слова: пространственная корреляция, тест Морана, тест множителей Лагранжа, пространственная авторегрессионная модель, центр влияния.
Угольницкий Г.А., Усов А.Б. Моделирование коррупции в трехуровневых системах управления (с. 53 – 62)
Аннотация. Рассмотрены динамические модели коррупции в трехуровневых системах управления. Даны определения равновесий в динамических играх трех лиц с учетом требований устойчивого развития в условиях коррупции, предложены алгоритмы их построения. Исследованы модели экономической коррупции в системах контроля качества поверхностных вод, основанные на определенных информационных регламентах, приведены примеры численных расчетов.
Информационные технологии в управлении
Степаненко С.А., Южаков В.В. Эксафлопные супер-ЭВМ: контуры архитектуры (с. 63 – 72)
Аннотация. Исследованы архитектурные аспекты вычислительных систем эксафлопной производительности. Получены оценки параметров вычислительной и коммуникационной сред. Показаны необходимость и возможности применения архитектурных средств масштабирования эффективности.
Ключевые слова: гибридная архитектура, средства масштабирования, эффективность, реконфигурируемая структура, минимизация, длительность обменов, топологическое резервирование.
Управление подвижными объектами
Потехин А.И., Браништов С.А., Кузнецов С.К. Дискретно-событийные модели железнодорожной сети (с. 73 – 81)
Аннотация. Разработаны дискретно-событийные модели основных элементов участка железной дороги: перегона с разъездом, сегмента (как части перегона), секции сегмента (блок-участка), стрелки, а также модели движения поездов. Модели представлены в виде сетей Петри с ограничивающими дугами. Групповое управление моделями при параллельно-конвейерном движении поездов осуществляется специально разработанными управляющими компонентами (супервизорами), обеспечивающими требования безопасности движения.
Ключевые слова: дискретно-событийная модель, сети Петри, супервизор, железнодорожная сеть, участок, перегон, блок-участок.
Блюмин С.Л., Сысоев А.С. Применение теоремы Лагранжа о конечных приращениях для решения проблем управления транспортными системами (с. 82 – 87)
Аннотация. Рассмотрена постановка задачи оптимизации процесса функционирования регулируемого перекрестка. Исследована возможность применения теоремы Лагранжа о конечных приращениях к выработке управленческих решений по реорганизации работы регулируемого перекрестка. Приведен численный пример.
Ключевые слова: теорема Лагранжа о конечных приращениях, управление транспортными системами, транспортная задержка.
* * *
Contents & abstracts (с. 88)
Номер целиком
|